"Секреты" быстрого чтения - Статья о динамическом скорочтении




Так, в одной из статей приводилось мнение преподавателя быстрого чтения Майкла Фортескью о том, что почти каждому под силу научиться читать художественную литературу со скоростью 2000 слов в минуту, а книги на специальные темы - вдвое медленнее. Институт динамического чтения США, основанный Э.Вуд, гарантировал своим клиентам после прохождения курса увеличение скорости чтения со 150-300 слов в минуту до 1500-2000, а "легкого" текста - до 10-12 тысяч слов в минуту. Доктор медицинских наук Г. Васильченко сообщал, что в Дании наиболее способные ученики спецшкол быстрого чтения достигали "производительности" до 20 тысяч слов в минуту

Цифры весьма впечатляющие! Успевай только листать страницы! Ретивые рекламисты (как правило, то были сами устроители курсов или преподаватели) не скупились на обещания. Да это и неудивительно. Ведь курсы на обучения стояли немалых по тем временам денег. Так, в институте Э.Вуд курс обучения стоил 175 долларов. Реклама срабатывала. Человек начинал верить в чудо. С детских лет мы привыкли, что чтение некоторых книг занятие нелегкое, большой труд...

Как утверждают устроители курсов скорочтения, чудо быстрого чтения может произойти, если избавиться от трех основных и обязательных его врагов. Главный враг, по их мнению, - то "звуковой барьер", или проговаривание читаемого текста про себя. Второй враг - малое поле зрения. Читать следует не словами, а фразами, абзацами или даже целыми страницами за один взгляд. И, наконец, третий враг - регрессии - возвращение к прочитанному


Значит, весь секрет в том, что читать надо не проговаривая, чисто "зрительно", по вертикали и только один раз, не возвращаясь к прочитанному. Как этого добиться? Одни советуют при чтении стучать, говорить или что-нибудь держать во рту, чтобы избавиться от проговаривания текста и отключить речедвигательный и речеслуховой каналы с тем, чтобы действовал только зрительный канал. Другие предлагают смотреть не на отдельные буквы, а на всю колонку, расширить поле зрения и читать по вертикали, и тогда успех будет обеспечен.

Устроители "Учитесь быстро читать сами" в США считают, что стоит приложить определенные усилия, и любой человек сможет резко повысить скорость своего чтения. Для этого следует выполнять следующее:

  1. Сознательно заставлять себя читать быстрее, даже с дефектами. Постоянно читать с высокой скоростью, пока это не войдет в привычку. Не смущатся, если первое время не все прочитанное будет понятно
  2. Избавиться от привычки произносить про себя читаемый текст.Для этого необходимо взять карандаш в рот и зажимать зубами так, чтобы ни губы, ни язык не касались его. Держать карандаш в таком положении во все время чтения. Действовать так до тех пор, пока не будет никакого сомнения в том, что текст не повторяется
  3. Прочертить посредине газетной колонки линию сверху вниз. Глядя только на линию, попытаться прочитать колонку, используя "боковое зрение" с тем, чтобы увидеть дальние края строк. Практиковать это каждый день, пока не удастся читать колонку правильно. Это позволит видеть блоки текста целиком. Затем попытаться таким образом читать книги и журналы
  4. Пользоваться рукой или приспособлением (по типу пейсера) для прикрытия строк: передвигайте палец, отчеркивая одну, затем две или три строчки. Затем использовать всю ладонь для того, чтобы скользнуть сверху вниз по странице
  5. Чтобы не допускать движения взгляда вверх по странице, закрывать то, что уже прочитано, листом плотной бумаги, передвигая его вниз страницы по мере прочтения, заставлять себя с каждым занятием продвигаться по странице все быстрее и быстрее
  6. Отмечать скорость чтения. Делать это каждый день, заставлять себя думать об увеличении скорости
Юджин Эрлих, руководитель программы повышения эффективности чтения Колумбийского университета в Нью-Йорке, проверил несколько слушателей, закончивших Институт динамического чтения Э.Вуд. Используя страницу машинописного текста, он определил, что они читают со скоростями, близкими к 6000 слов в минуту. Чтобы убедиться в том, что текст им понятен, он заставил их перечитать страницу повторно. Средняя скорость чтения снизилась до 1700 слов в минуту. Но и она была впечатляющей. Однако то, что предложил прочитать Юджин Эрлих, не имело никакого смысла. Это была смесь кусков текста, которые он взял из двух различных журнальных статей и соединил вместе, при этом он выборочно брал две строки из одной статьи и две из другой, пока не заполнил страницу. Это был трюк, но проверяемые, читая с большой скоростью, этого не уловили
"Значит, незачем читать быстро? И все это совершенно обман?" - спрашивает Юджин Эрлих. И сам отвечает: - "Ни в коем случае". Но его пугает активность "дельцов от быстрого чтения".
Переведенные на русский язык статьи и заметки пропагандистов различных школ скорочтения за рубежом легли в основу методик обучения быстрому чтению, разрабатываемых в нашей стране. Они заложили все надежды на постижение каких-то "секретов", а не на труд.



Вскоре после публикации переводных "рекламных" статей на страницах нашей печати развернулась дискуссия "за" и "против" скорочтения, которая ведется без малого 40 лет. Это результат того, что быстрое чтение рассматривают как особый, нетрадиционный способ чтения, который возможен при постижении определенных "секретов". И это в корне не верно. Чтение -  это вид умственной деятельности, и ни о каких особых "секретах" для него не может быть и речи

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не нашли на сайте?