Так, в одной из статей приводилось мнение преподавателя быстрого чтения Майкла Фортескью о том, что почти каждому под силу научиться читать художественную литературу со скоростью 2000 слов в минуту, а книги на специальные темы - вдвое медленнее. Институт динамического чтения США, основанный Э.Вуд, гарантировал своим клиентам после прохождения курса увеличение скорости чтения со 150-300 слов в минуту до 1500-2000, а "легкого" текста - до 10-12 тысяч слов в минуту. Доктор медицинских наук Г. Васильченко сообщал, что в Дании наиболее способные ученики спецшкол быстрого чтения достигали "производительности" до 20 тысяч слов в минуту
Цифры весьма впечатляющие! Успевай только листать страницы! Ретивые рекламисты (как правило, то были сами устроители курсов или преподаватели) не скупились на обещания. Да это и неудивительно. Ведь курсы на обучения стояли немалых по тем временам денег. Так, в институте Э.Вуд курс обучения стоил 175 долларов. Реклама срабатывала. Человек начинал верить в чудо. С детских лет мы привыкли, что чтение некоторых книг занятие нелегкое, большой труд...
Как утверждают устроители курсов скорочтения, чудо быстрого чтения может произойти, если избавиться от трех основных и обязательных его врагов. Главный враг, по их мнению, - то "звуковой барьер", или проговаривание читаемого текста про себя. Второй враг - малое поле зрения. Читать следует не словами, а фразами, абзацами или даже целыми страницами за один взгляд. И, наконец, третий враг - регрессии - возвращение к прочитанному
Значит, весь секрет в том, что читать надо не проговаривая, чисто "зрительно", по вертикали и только один раз, не возвращаясь к прочитанному. Как этого добиться? Одни советуют при чтении стучать, говорить или что-нибудь держать во рту, чтобы избавиться от проговаривания текста и отключить речедвигательный и речеслуховой каналы с тем, чтобы действовал только зрительный канал. Другие предлагают смотреть не на отдельные буквы, а на всю колонку, расширить поле зрения и читать по вертикали, и тогда успех будет обеспечен.
Устроители "Учитесь быстро читать сами" в США считают, что стоит приложить определенные усилия, и любой человек сможет резко повысить скорость своего чтения. Для этого следует выполнять следующее:
- Сознательно заставлять себя читать быстрее, даже с дефектами. Постоянно читать с высокой скоростью, пока это не войдет в привычку. Не смущатся, если первое время не все прочитанное будет понятно
- Избавиться от привычки произносить про себя читаемый текст.Для этого необходимо взять карандаш в рот и зажимать зубами так, чтобы ни губы, ни язык не касались его. Держать карандаш в таком положении во все время чтения. Действовать так до тех пор, пока не будет никакого сомнения в том, что текст не повторяется
- Прочертить посредине газетной колонки линию сверху вниз. Глядя только на линию, попытаться прочитать колонку, используя "боковое зрение" с тем, чтобы увидеть дальние края строк. Практиковать это каждый день, пока не удастся читать колонку правильно. Это позволит видеть блоки текста целиком. Затем попытаться таким образом читать книги и журналы
Юджин Эрлих, руководитель программы повышения эффективности чтения Колумбийского университета в Нью-Йорке, проверил несколько слушателей, закончивших Институт динамического чтения Э.Вуд. Используя страницу машинописного текста, он определил, что они читают со скоростями, близкими к 6000 слов в минуту. Чтобы убедиться в том, что текст им понятен, он заставил их перечитать страницу повторно. Средняя скорость чтения снизилась до 1700 слов в минуту. Но и она была впечатляющей. Однако то, что предложил прочитать Юджин Эрлих, не имело никакого смысла. Это была смесь кусков текста, которые он взял из двух различных журнальных статей и соединил вместе, при этом он выборочно брал две строки из одной статьи и две из другой, пока не заполнил страницу. Это был трюк, но проверяемые, читая с большой скоростью, этого не уловили
"Значит, незачем читать быстро? И все это совершенно обман?" - спрашивает Юджин Эрлих. И сам отвечает: - "Ни в коем случае". Но его пугает активность "дельцов от быстрого чтения".
Переведенные на русский язык статьи и заметки пропагандистов различных школ скорочтения за рубежом легли в основу методик обучения быстрому чтению, разрабатываемых в нашей стране. Они заложили все надежды на постижение каких-то "секретов", а не на труд.
Вскоре после публикации переводных "рекламных" статей на страницах нашей печати развернулась дискуссия "за" и "против" скорочтения, которая ведется без малого 40 лет. Это результат того, что быстрое чтение рассматривают как особый, нетрадиционный способ чтения, который возможен при постижении определенных "секретов". И это в корне не верно. Чтение - это вид умственной деятельности, и ни о каких особых "секретах" для него не может быть и речи
Переведенные на русский язык статьи и заметки пропагандистов различных школ скорочтения за рубежом легли в основу методик обучения быстрому чтению, разрабатываемых в нашей стране. Они заложили все надежды на постижение каких-то "секретов", а не на труд.
Вскоре после публикации переводных "рекламных" статей на страницах нашей печати развернулась дискуссия "за" и "против" скорочтения, которая ведется без малого 40 лет. Это результат того, что быстрое чтение рассматривают как особый, нетрадиционный способ чтения, который возможен при постижении определенных "секретов". И это в корне не верно. Чтение - это вид умственной деятельности, и ни о каких особых "секретах" для него не может быть и речи
Комментариев нет:
Отправить комментарий